Клиническая ординатура по офтальмологии имеет цель выпуска высококвалифицированного врача – офтальмолога для работы во всех звеньях здравоохранения республики.
Задачей ординатора является углубление знаний по офтальмологии, развитие навыков клинического мышления и умения, самостоятельной работы с научной литературой, освоение навыков выполнения дополнительных методов обследования, их интерпретация, освоение методов организации работы офтальмологических лечебно – профилактических учреждений, знакомство с редкими и сложными в диагностическом отношении видами заболеваний.
Учебная программа по подготовке клинических ординаторов по специальности «офтальмология», разработана в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании», требованиями Национальной программы по подготовке кадров о непрерывности образования, Постановлением КабМина РУзб. №319 от 18.12.2009 г. «Положение о клинической ординатуре», Приказом МинЗдрава РУзб. № 202 от 12 июля 2012г., а также действующими нормативными документами высшей школы, министерства здравоохранения.
Данная учебная программа рассчитана для врачей, обучающихся в клинической ординатуре по специальности «офтальмология» . Программа рассчитана на 2 года. Форма обучения – очная. Программой предусмотрено освоение ряда разделов по смежным специальностям.
В данной программе уделяется отдельное внимание освещению вопросов современной диагностики и высокотехнологичных видов лечения различных заболеваний глаз (факоэмульсификация катаракты, витреоретинальная хирургия, непроникающие антиглаукомотозные операции и т.д.).
На первом году обучения уделяется внимание освоению клиническим ординатором истории офтальмологии, анатомо-функциональных особенностей и методов исследования органа зрения, заболеваниям придаточного аппарата глаза, конъюнктивы и склеры, аномалиям рефракции глаза, заболеваниям оптических сред глазного яблока.
На втором году обучения клинический ординатор должен освоить патологию внутриглазного давления, заболевания сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва, травмы органа зрения, онкоофтальмологию, вопросы врачебно-трудовой экспертизы в офтальмологии. Программой предусмотрено освоение ряда разделов по смежным специальностям.
В обучении клинических ординаторов будут использованы новые педагогические технологии, такие как «мозговой штурм», кейстехнологии.
Практические навыки на которые надо обратить внимание – биомикроскопия, офтальмоскопия, тонометрия, проведение А- и В – сканирования, определение клинической рефракции глаз (скиаскопия, рефрактометрия), определение степени астигматизма и направления главных осей, методики исследования проходимости слезных путей (проба с колларголом, контрастная рентгенография), офтальмоскопия (прямая и обратная) с помощью зеркального, электрического, бинокулярного налобного и безрефлексного офтальмоскопов, гониоскопия, определение глубины передней камеры и ширины радужно – роговичного угла ориентировочными способами, тонография, нагрузочные и разгрузочные пробы при диагностике глаукомы, электрофизиологические исследования, флюоресцентная ангиография, рентгенодиагностика в офтальмологии, методика локализации внутриглазных инородных тел, освоение методик глазных фи зиотерапевтических процедур.
Главные социальные проблемы науки – разработка новых способов профилактики, ранней диагностики и эффективных методов лечения таких социально значимых заболеваний как глаукома, диабетическая ретинопатия, прогрессирующая миопия, дегенерации сетчатки различного генеза, помутнение роговицы и др.
Взаимоотношение специалиста с больными основано на знании основ медицинской этики и деонтологии.
Ожидаемые результаты – программа обучения в клинической ординатуре позволит подготовить квалифицированных специалистов – офтальмологов для самостоятельной работы в лечебно — профилактических специализированных глазных отделениях.